О том, что новый мэр столицы Сергей Собянин хорошо знает повседневные нужды москвичей, все болевые точки города, начиная с пробок на дорогах и заканчивая износившимися инженерными коммуникациями, горожане узнали после его встреч с представителями всех партий России, а также после выступления перед депутатами Московской городской Думы.

Отвечая на вопросы столичных парламентариев, которые потом практически единогласно проголосовали за его утверждение на пост мэра, он продемонстрировал не только знание проблем Москвы, но и собственное вполне ясное видение путей их решения.

Новые отношения с федеральным центром Для московских парламентариев актуальна проблема взаимодействия с федеральной властью. Многие законодательные инициативы, направленные на улучшение жизни горожан, совершенствование законодательства, не находят отклика в верхних эшелонах. Об этом рассказали Сергею Собянину депутаты Мосгордумы. Он дал развернутый и весьма оптимистичный ответ: «Я хорошо знаю, что любое формальное письмо вряд ли дойдет до цели. Поэтому я считаю, что наша работа с федеральными структурами должна быть выстроена несколько иначе — не только требования, не только амбиции, а конструктивная, слаженная, повседневная работа, такие контакты должны быть налажены со всеми министерствами и ведомствами. Мы долж ны работать в партнерском ключе.

Москва должна стать продолжением федеральных программ и федеральных проектов таким образом, чтобы мы вместе решали все наболевшие проблемы.

Еще более важно следующее: прежде чем просить что-либо у федерального бюджета, тем более финансовые ресурсы, которых там и так недостаточно, нужно обратиться сначала к своим, навести там порядок, тогда, я думаю, и финансовую помощь от федерального бюджета будет требовать гораздо проще».

Транспортной проблеме — комплексное решение Одной из главнейших проблем столицы новый мэр считает угрозу транспортного коллапса. По его словам, уже в следующем году будет создан специальный городской дорожный фонд, который вплотную займется вопросом, давно ставшим притчей во языцех.

Причем московским властям не придется искать пути выхода из этого кризиса в одиночку: при подготовке комплексной программы решения транспортной проблемы мегаполиса Правительство Москвы будет работать совместно с коллегами из Московской области и Минтранспорта России. «Нам необходимо синхронизировать свои действия, чтобы Москва и Московская область развивали свою дорожную сеть, Минтранс — федеральные трассы и чтобы все это складывалось в интегрированную дорожную сеть», — сказал Сергей Собянин.

Он отметил, что многие транспортные проблемы возникают из-за несогласованности действий, разнонаправленности интересов: у кого-то задача повысить скорость движения на дорогах, у кого-то — всего лишь освоить денежные средства, особо не беспокоясь за результат. Мэр уверен: «Необходимо скоординировать работу и транспортников, и дорожных строителей, чтобы каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, оценивался не по количеству бетона, а по скорости проезда, которую он дает в конечном результате».

Довольно перспективной Сергей Собянин считает идею продолжения линий метрополитена в города-спутники, расположенные в Московской области. Но на данный момент, по его убеждению, нужно начать с того, что можно сделать максимально быстро.

Это реконструкция узких мест на существующих магистралях, сооружение развязок на наиболее проблемных перекрестках, а главное — массовое строительство парковок, наземных и подземных переходов.

Поток мигрантов должен регулироваться Больной вопрос для горожан — система ЖКХ. Сергей Собянин собирается навести здесь порядок. Его мнение таково: «Сейчас эта сфера достаточно неэффективна, непрозрачна и серьезно коррумпирована. Расходы на ЖКХ — одна из самых больших статей городского бюджета, но качество коммунальных услуг этим расходам не соответствует, высок уровень износа коммунальной инфраструктуры и сетей. Поэтому дальнейшая стагнация жизнеобеспечивающей инфраструктуры чревата серьезными угрозами для безопасности города.

Считаю, что уже со следующего года необходимо перевести все жилищное и офисное строительство на новые стандарты энергоэффективности, которые дают экономию энергоресурсов от 20 до 30 процентов».

Говоря о проблемах жилищно-коммунального хозяйства, Сергей Собянин затронул и тему мигрантов, ведь многие из них задействованы именно в этой сфере городского хозяйства. Новый мэр убежден, что привлечение трудовых ресурсов извне необходимо:

«Для того чтобы экономика города развивалась, чтобы стройки не остановились, чтобы мы не получили дефицита рабочей силы». А для москвичей, по его мнению, нужно создавать высокотехнологичные и хорошо оплачиваемые рабочие места, а не «заставлять их с метлой ходить вокруг дома». Но при этом поток мигрантов, конечно, должен регулироваться таким образом, чтобы все они были официально зарегистрированы, чтобы среди них было как можно меньше криминала. Эту задачу требуется решать вместе с правоохранительными органами и Федеральной миграционной службой.

Инвестиции в человека — безусловный приоритет Новый мэр пообещал не лишать горожан тех социальных гарантий, которые они имеют.

Сергей Собянин положительно оценивает то, что доля социальных расходов в городском бюджете стабильно составляет около 50%. И он подчеркнул: «Инвестиции в человека являются для нас безусловным приоритетом. Все городские доплаты, все социальные программы для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, семей с детьми, других категорий граждан, безусловно, будут сохранены и даже в рамках бюджета следующего года увеличены». Мэр считает, что в целом социальную политику нужно сделать более гибкой, адресной, более эффективной по отношению к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию:

«Например, это касается семейного устройства детей-сирот, ликвидации детской безнадзорности, создания доступной и комфортной среды для инвалидов».

Он также считает, что Москве необходимо заняться модернизацией отрасли здравоохранения и согласовать соответствующую программу на федеральном уровне с Минздравом. В столице хорошие врачи, отличное оборудование в поликлиниках и больницах, а качеством медицины довольна лишь четверть горожан. Сергей Собянин отметил еще и следующее: из того, что происходило этим летом, должны быть извлечены уроки, сделаны выводы, здравоохранение, как, впрочем, и другие городские службы, «должно быть лучше готово к природным катаклизмам, иметь соответствующее оборудование и планы действий».

Здоровье людей зависит не только от состояния системы здравоохранения, но и от возможности заниматься физической культурой. «Занятие спортом должно быть одним из приоритетов правительства. Необходимо поддерживать не только существующие спортивные учреждения, но и вести работу по строительству новых, чтобы спортивная инфраструктура была более доступна москвичам», — уверен мэр Москвы.

«Дает о себе знать проблема хаотичного роста» Новому мэру понятны и опасения москвичей, связанные с беспорядочным строительством, когда легко сносятся старинные дома, украшавшие город, когда на месте детских площадок, скверов, магазинов вырастают элитные высотки, офисные центры, в целом снижая комфортность проживания в столице. В своей речи, обращенной к депутатам Мосгордумы, он, в частности, подчеркнул, что плотность застройки в Москве — одна из самых высоких в мире. Чем дальше, тем больше дает о себе знать проблема хаотичного роста — слишком быстрого развития одних секторов и отставания других, причем не менее важных для людей. А потому необходимо еще раз проанализировать перспективные планы развития города и уже исходя из этого определить, какие объекты нужны в первую очередь, в каких районах и под какие цели. «Продолжать дальше застраивать каждый свободный клочок земли нельзя, — сказал Сергей Собянин. — Необходимо постепенно устранять накопившийся дисбаланс. Приоритет должен быть отдан инфраструктурным проектам, транспортным коммуникациям, гостиницам, объектам для массового отдыха и занятий спортом, магазинам шаговой доступности и центрам оказания бытовых услуг».

Отдельно Сергей Собянин остановился на масштабном проекте «Москва-Сити»: «Я считаю, что “Сити” строится практически в самом центре Москвы и поэтому самым серьезным образом усложняет трафик и создает дополнительную нагрузку на центр. Мне кажется, это была градостроительная ошибка.

Но что сделано, то сделано. Необходимо подумать над тем, как избавить комплекс от транспортного коллапса».

Мэр также отметил, что Генплан города не надо считать документом, в который нельзя вносить никакие изменения: «Генплан — это фундаментальный, серьезный документ, который прорабатывался совместно с Мосгордумой и общественными организациями, экспертами, поэтому он составляет достаточно прочную основу. Однако это не означает, что он должен быть неприкасаемым. Мы должны постоянно вносить в него коррективы и смотреть, насколько этот план соответствует стратегии развития города».

Требуется тотальная ревизия По мнению Сергея Собянина, Москва по праву входит в число ведущих мегаполисов мира — здесь высокие социальные стандарты, диверсифицированная экономика, в которой тон задают инновационные отрасли, активный малый и средний бизнес, мощный банковский и финансовый сектор. Но вместе с тем нельзя не замечать и того, что в последние годы город явно упускает многие возможности для дальнейшего развития. И не в послед нюю очередь — из-за коррупции, наличия административных барьеров. Сергей Собянин привел такой пример: «Чтобы сегодня получить разрешение на строительство в Москве, нужно обойти 40 инстанций, оформить 274 различные экспертизы и согласования». Подобные препятствия, считает он, заставят предпринимателей уходить со своими инвестициями туда, где им созданы лучшие условия, что, собственно, и происходит.

Новый мэр не скрывает: в первую очередь он намерен провести тотальную ревизию всех административных барьеров на всех уровнях: «Должна вырасти персональная ответственность каждого руководителя как за свои действия, так и за действия своих подчиненных. Каждый чиновник должен знать, что его действия находятся под контролем граждан».

С другими материалами по теме можно ознакомиться на информационно-справочном портале:

www.mpress.ru.__