|
|
|
|
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней и ночей, унесла десятки миллионов жизней, разрушила сотни городов и сел, затронула почти каждую семью. В то же время эта война показала миру беспримерное мужество, героизм, силу духа нашего народа, сплотила его на фронте и в тылу. Победа в Великой Отечественный войне — беспрецедентный подвиг и слава нашего народа. О тех уже далеких событиях мы узнаем сегодня из фильмов, книг и учебников. Но самыми ценными были и остаются воспоминания участников и очевидцев тех событий — тружеников тыла, фронтовиков, которые и сейчас в строю: активно участвуют в жизни района и округа, передают подрастающему поколению свой жизненный опыт. «Не допустить фашистских истребителей любой ценой» 11 апреля Виталию Константиновичу Полякову — Герою Советского Союза, летчикуистре бителю, генерал-майору авиа ции, жителю Даниловского района — исполнилось 88 лет. За его плечами яркая боевая биография. Дорога в небо для него началась в Пролетарском аэроклубе столицы. После окончания средней школы Виталий Поляков продолжил учебу в 1-й Серпуховской военной авиационной школе пилотов. В марте 1941 г. 18-летний летчик попадает в армию, в сентябре осваивает новую технику, отли чавшуюся простотой и технологичностью конструкции, — истребитель Як-1. Боевое крещение В.К. Поляков принял в небе над Сталинградом в августе 1942 г., когда в составе 237-го истребительного авиаполка 220-й авиадивизии 16-й воздушной армии прибыл на фронт. С первых же дней молодой сержант проявил себя как искусный летчик и отважный боец. Как признается сам ветеран, наиболее памятными за время войны для него было два дня. Первый — 30 августа 1942 г., когда ему предстояло сопровождать группу штурмовиков на одном из боевых вылетов. Во время полета завязался воздушный бой с восемью немецкими истребителями Ме-109. В.К. Поляков сумел отразить атаку одного из них, но противнику удалось подбить его самолет — машина пошла на снижение, а сам В.К. Поляков был тяжело ранен. Несмотря на большую потерю крови, ему все же удалось дотянуть до советской территории и посадить поврежденный истребитель в поле. Ранение оказалось серьезным — в госпитале В.К. Поляков провел шесть месяцев, а затем снова вернулся на фронт. Второй памятный день — 5 июля 1943 г. Тогда в сос таве звена советских истребителей В.К. Поляков вылетел на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Малоархангельска. Задачей пилотов было не допустить фашистские бомбардировщики к позициям наших войск. У хутора Смородное советские летчики обнаружили девятку гитлеровских He 111. Но не успели они с ними сблизиться, как были атакованы группой фашистских истребителей прикрытия. Завязался бой. В то время как товарищи В.К. Полякова отражали атаку фашистских истребителей FW-190, он сблизился с немецкими бомбардировщиками на дистанцию порядка 20–50 метров. И «хейнкели», и истребители открыли огонь по приближающему советскому самолету. Машина загорелась, пламя с корпуса перекинулось в кабину, обжигая лицо и руки летчика, но В.К. Поляков упорно шел в атаку, продолжая стрелять. Когда закончились боеприпасы, он пошел на таран. Винтом и правым крылом истребитель снес хвост ведущего вражеского бомбардировщика. Тот сразу же начал терять высоту и врезался в землю. Потеряв ведущего, фашистские самолеты, беспорядочно сбросив бомбы, улетели. С большим трудов, открыв кабину, В.К. Поляков выпрыгнул с парашютом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. 20-летнему младшему лейтенанту было присвоено звание Героя Советского Союза. В апреле 1944 г. В.К. Поляков был назначен заместителем командира эскадрильи. Участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Войну гвардии старший лейтенант Поляков закончил под Берлином в должности командира эскадрильи. Всего в годы войны он совершил 176 боевых вылетов. И в мирное время Виталий Константинович не захотел расстаться с небом. После войны продолжал службу в ВВС. С отличием окончил Военно-воздушную академию, преподавал на кафедре тактики истребительной авиации и ПВО, защитил кандидатскую диссертацию. В 1980 г. В.К. Полякову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. Сегодня генерал-майор В.К. Поляков живет вдвоем с женой Аллой Васильевной. «За время войны для нас “Доджик” стал настоящим домом» Когда началась война, Антонине Николаевне Нехезиной было всего 19 лет. Закончив курсы радистов, она попала на фронт. Боевой путь старшины А.Н. Нехезиной начался в Сердобске, недалеко от Пензы, проходил через Белоруссию, Прибалтику и закончился в Кенигсберге. Своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне А.Н. Нехезина, которая сегодня является председателем первичной организации № 15 Совета ветеранов Даниловского района, делится с нашими читателями: — Когда фронт приблизился к столице, я вместе с родителями была эвакуирована из города. Нас сразу же отправили на трудовой фронт. И до того момента, когда меня мобилизовали, я работала на полях, убирала хлеб. В мае 1942 года меня направили в школу радистов в Горьком. Так случилось, что первое боевое крещение я получила задолго до того, как попала на фронт. В то время в Горьком находились авиационные заводы, и фашисты их сильно бомбили. И мы, будущие радисты, не по наслышке знали, что такое окопы и авиабомбежка. В декабре 1942 года в Сердобске формировался 103-й стрелковый корпус, и сразу же после окончания школы я попала туда в радиороту, где была радисткой первого класса на РСБ — так называется радиостанция скоростного бомбардировщика, смонтированная на автомобиле «Додж». За время войны для нас — меня, начальника рации и шофера-механика — «Доджик» стал настоящим домом. Наша радиостанция была не очень большой, но очень мощной, поэтому нас всегда отправляли на передовую. Нас обстреливали, бомбили, но ничего этого я не видела — сидела и передавала зашифрованные сообщения, смысла которых не понимала, но знала точно, что от них зависит жизнь солдат на передовой. Наушники я снимала только на короткий промежуток времени, чтобы немного отдохнуть или поспать. Я чувствовала, как однополчане меня оберегали, случалось и подшучивали, но всегда защищали от опасности. А опасность подстерегала на каждом шагу. Бывало, что располагались на ночлег прямо на снегу, вблизи немецких позиций. Накрывали костер еловыми ветками, чтобы противник не увидел, где мы остановились, и ложились спать. Хотя не было ни одного дня, когда рядом не стреляли или не бомбили, но люди все равно поздравляли друг друга с праздниками, дарили цветы, организовывали какую-то самодеятельность. Кто-то стихи писал, кто-то хорошо пел — в итоге сочинялись пьески. Объединяли борта нескольких машин, и получалась импровизированная сцена, на которой потом ставили спектакли. Даже удивительно, но в то суровое тяжелое время люди серьезно к этому относились. Я уверена, что и победили мы потому, что стояли друг за друга и всегда были готовы протянуть руку помощи. Всю войну на «летающем танке» Николая Андреевича Панина призвали на фронт в январе 1943 г. После окончания школы младших авиаспециалистов он был направлен на фронт в 289-й штурмовой полк 4-й воздушной армии в качестве авиамеханика. Прослужив три месяца, 17-летий Николай Панин получил назначение воздушным стрелком на знаменитый советский штурмовик Ил-2, который за годы Великой Отечественной войны заслужил славу «летающего танка». «Так до конца войны в том полку я и летал на Ил-2 — машина была хорошая», — вспоминает ветеран. Боевое крещение Н.А. Панин принял в небе над Смоленском. Во время одной из воздушных операций Н.А. Панин получил тяжелое ранение, и после окончания лечения врачи дали заключение — ограниченно годен к нестроевой службе. «А мне тогда было всего 18, и я был с этим ни в какую не согласен. И тут в населенный пункт, где я находился, приехали набирать ребят в то же училище, где и я учился, — рассказывает Н.А. Панин. — Смог как-то уговорить их взять меня с собой. Начальнику школы младших авиаспециалистов я все по-честному рассказал и попросил вписать мою фамилию в список тех, кого отправляли на фронт. И добрался до своего полка, вместе с которым и прошел всю войну». Н.А. Панин участвовал в освобождении Минска, Бобруйска, Польши, в Висло-Одерской наступательной операции, взятии Кенигсберга и др. Окончание войны встретил под Берлином. За два сбитых самолета получил два ордена Красной Звезды, также награжден орденом Отечественной войны I степени. После демобилизации решил устроиться в Москве подсобным рабочим на стройку, но главный инженер отправил его осваивать профессию каменщика. Через месяц Н.А. Панину присвоили 6-й разряд, а через два он стал бригадиром. «Я проработал бригадиром 18 лет, даже после окончания МИСИ остался на этой должности: не хотел уходить из коллектива и заниматься бумажной работой, —говорит Николай Андреевич. — И звание Героя Социалистического Труда получил в 1971 году, когда работал бригадиром. Я так стеснялся, переживал, что выскочкой будут называть: как же, думаю, все же трудятся, а выдвинули меня одного». В СУ–158 «Мосфундаментстрой–2» Н.А. Панин проработал более 40 лет, и честно признается, что на пенсию его «выгнала» супруга. Подготовила В. Тихонова Фото автора__
|