|
|
|
|
В течение уже многих лет проблема противодействия преступности в Российской Федерации является актуальной как для правоохранительной системы, так и для государства и общества в целом. Государство пытается нацелить на противодействие преступности все свои институты, а также активно привлекать для этого общественные и религиозные объединения, выстроить единую организационно-функциональную и правовую систему борьбы с данной угрозой. Однако на сегодняшний день, как показывает практика, эффективность деятельности правоохранительных органов является недостаточной, еще далеко не все имеющиеся ресурсы и резервы используются в этой сфере. Представляется, что одним из направлений повышения эффективности деятельности правоохранительной системы по противодействию преступности в России является организация взаимодействия и координации, в том числе информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие по противодействию преступности представляет собой непрерывный согласованный процесс сбора, анализа, передачи, обработки, хранения и использования информации, необходимой для создания функционально-организационного механизма в данной сфере. В настоящее время существуют проблемы организационно-правового характера в сфере взаимодействия правоохранительных органов по противодействию преступности в части предоставления информации, а именно: 1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе в вопросах взаимодействия различных субъектов этой деятельности. Субъекты, обладающие необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности либо решают вопросы в рамках только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами. 2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных актах, доступных только одному из субъектов, и регулирование данных вопросов имеет лишь односторонний, а также региональный, а не федеральный характер. 3. Отсутствие правового регулирования работы с информационными ресурсами правоохранительных органов, в том числе в вопросах доступа к ведомственным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности. Имеют место и организационные проблемы информационного взаимодействия субъектов противодействия преступности, такие как: 1. Отсутствие единой информационной базы правоохранительных органов. Единое информационное пространство для правоохранительных органов должно создаваться с учетом существующих межведомственных соглашений по информационному обмену, а также информационно-технологической совместимости создаваемых в рамках единого информационного пространства информационных систем и банков данных. 2. Структурно-функциональная неопределенность в правоохранительной сфере, которая выражается в постоянном изменении структуры правоохранительной системы: ликвидация и создание различных правоохранительных органов, реорганизация существующих, передача функций от одного правоохранительного органа другому. 3. Внутриведомственная замкнутость, которая связана с противопоставлением частных целей и задач, стоящих перед конкретным правоохранительным органом, на достижение которых нацелена деятельность всей правоохранительной системы. Система обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы информацией построена на предоставлении статистических данных, которые не соответствуют требованиям новой нормативной базы и создают предпосылки для принятия зачастую недейственных управленческих решений. Существующая информация не позволяет произвести комплексную оценку оперативной обстановки. Основными объектами информационного обмена между ФСИН и другими правоохранительными органами при противодействии преступности могли бы являться следующие сведения: — «смотрящие» за учреждением; — «воры в законе»; — лидеры, авторитеты организованных преступных группировок (на свободе и в учреждениях), а также лица, влияющие на состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении; — лица, состоящие в оперативном подразделении на особом контроле, а также лица, состоящие на профилактическом учете, с разбивкой по категориям; — участники организованных преступных группировок, отбывающие наказание в исправительных учреждениях; — персональный учет осужденных и иных физических лиц: — лица, совершившие преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса, с разбивкой по статьям УК РФ; — анкетные данные (паспортные данные с фотографией осужденного (иного лица); другие фотографии, имеющиеся в деле; состояние здоровья; национальность (национальная группа); гражданство; семейное положение; явные связи; окружение; родственники, с кем поддерживает родственные связи; иные связи со знакомыми на свободе, кто из них приезжал на свидания к осужденному, с кем ведет переписку; адреса постоянного, временного проживания до и после осуждения; места совершения преступления или правонарушения); — сведения о текущей судимости (начало срока, статьи УК, где отбывает наказание, сведения об отбытии); — дополнительная информация (оружие — учетные реквизиты (тип, заводской номер); словесный портрет, особые приметы; криминальное прошлое, член ОПГ (когда, какая ОПГ), посещение криминогенных мест; привлечение к административной ответственности); — сведения о ранних судимостях (когда и по каким статьям УК осуждался; время и место отбывания им наказания; было ли УДО либо перевод в колонии-поселения; прозвище, кличка (имеющиеся фотографии); привлекался ли к негласному сотрудничеству, когда, с какой целью). Организация информационного взаимодействия ФСИН с другими правоохранительными органами по противодействию преступности должна быть направлена на изыскание в существующей структуре скрытых организационно-управленческих и правовых резервов борьбы с преступностью в Российской Федерации. Помощник прокурора М.Д. Витина__
|