7 декабря на заседании Мосгордумы принят Закон «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

Предметом рассмотрения проекта закона в третьем чтении стали поправки, относящиеся к ведомственной структуре бюджета, нормативам обеспечения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований и объемам межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям.

Так, к третьему чтению финансовоэкономический блок мэрии предложил несколько снизить ассигнования на охрану окружающей среды, стимулирование деловой активности, безопасность. Увеличение расходных статей бюджета произошло по статьям, связанным с транспортом, содержанием жилья, введением в школах третьего урока физкультуры, созданием многофункциональных центров и капремонтом медучреждений. В связи с этими поправками в бюджет будут внесены изменения и в утвержденные нынешней осенью соответствующие госпрограммы.

Что касается социальной сферы, то на реализацию государственной программы «Столичное здравоохранение» финансирование вырастет в 2012 г. на 5,6 млрд. рублей.

Финансирование государственной программы «Столичное образование» решено увеличить в 2012 г. на 6,4 млрд. рублей.

Значительно вырос относящийся к непрограммной части бюджета резервный фонд, средства из которого расходуются по усмотрению мэрии. Как объяснила руководитель Департамента финансов Вера Чистова, увеличение резервного фонда вызвано тем, что в связи с переходом на программный принцип формирования бюджета могут возникнуть ситуации, когда надо будет уточнять параметры госпрограмм. Кроме того, начиная с 2012 г. Москве (как и другим регионам) передается часть федеральных полномочий, по вопросам финансирования которых пока нет оформленных решений, поэтому средства, освобождающиеся в связи с передачей полномочий по финансированию полиции на федеральный уровень, будут перемещены в резервный фонд.

В своем содокладе председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов сообщил, что, несмотря на все трудности текущего экономического момента, выполнение социальных обязательств перед москвичами остается безусловным. Социальная составляющая городского бюджета в 2012 г. и плановом периоде 2013–2014 гг. будет находиться на беспрецедентно высоком уровне.

Депутат указал на то, что меры активной социальной политики и поддержки граждан в 2012 г. будут профинансированы в сумме 336,5 млрд. рублей и будут включать мероприятия по поддержке многодетных семей и улучшению демографической ситуации, социальную поддержку старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, социальную интеграцию инвалидов и других маломобильных групп населения, а также модернизацию и развитие системы социальной защиты населения города. За счет такого комплексного подхода уровень жизни всех без исключения категорий льготников не только сохранится, но и ощутимо возрастет. В частности, увеличатся расходы бюджета на доплаты к пенсиям неработающего населения, обеспечение бесплатного отпуска медикаментов, ежемесячные пособия на ребенка, а также выплаты на строительство и приобретение жилья. Аналогичная ситуация, как отметил Игорь Антонов, наблюдается практически по всем остальным статьям расходов бюджета, непосредственно влияющим на качество жизни и социальную защищенность москвичей, включая заработную плату в бюджетной сфере, рост которой составит около 9%.

Все решения по увеличению объемов финансирования приоритетных для города вопросов стали возможными в результате очень большой и серьезной работы по оптимизации ранее предусмотренных ассигнований, которая была проведена финансово-экономическим блоком правительства города. Были изучены и проанализированы все заявки главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств на предмет их соответствия установленным нормативам и обоснованности расходов с точки зрения их важности и значимости для развития городского хозяйства и социальной сферы.

В итоге Дума проголосовала за принятие документа.

Кроме того, на заседании было принято постановление МГД «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью».

К сегодняшнему дню стал очевидным тот факт, что исторически сложившаяся кольцевая структура развития Москвы привела к моноцентризму города — ситуации, при которой на сравнительно небольшой территории сосредоточились многочисленные рабочие места, а также объекты массового посещения жителями города и гостями столицы. Это привело к обострению транспортных, экологических и иных проблем, создало избыточную нагрузку на инфраструктуру, вызвало переуплотнение застройки внутри города. Поэтому расширение территории столицы, преодоление моноцентризма в ее развитии позволит более эффективно решать основные городские проблемы, создаст базу для развития Москвы на много лет вперед.

Кроме того, расширение территории города необходимо для организации размещения федеральных органов государственной власти, создания и развития в российской столице международного финансового центра. При этом расширение территории Москвы создаст дополнительные стимулы и для развития всего московского региона, в том числе для повышения качества жизни, роста инвестиционной активности, развития социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.

Редактор проекта постановления заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова напомнила депутатам о том, что предложения предусматривают включение в состав Москвы 21 муниципального образования, в том числе 2 городских округов, 19 городских и сельских поселений на юго-западном направлении, а также 3 участков территории на западе от Москвы. Кроме того, в связи с фактически сложившимся землепользованием предлагается передать области часть территории в районе столичного Куркино.

В целом, в состав Москвы предполагается включить 148 тыс. га, в состав области — 1,4 га.

Соответствующее Соглашение было подписано в июле, после чего, как рассказала Анастасия Ракова, были проведены все необходимые согласительные процедуры, в том числе общественные слушания во всех присоединяемых муниципальных образованиях. Ввести принятое Соглашение в действие предлагается с 1 июля 2012 г.: полугодовой переходный период необходим для передачи имущества, включения сети областных бюджетных учреждений в столичную сеть и целого ряда других организационных мероприятий. Кроме того, у депутатов впереди большая работа: внесение необходимых изменений в градостроительное, налоговое, земельное и другие отрасли городского законодательства.

Депутат Олег Бочаров сообщил коллегам о том, что проект постановления был обсужден и одобрен на совместном заседании четырех комиссий Мосгордумы: по государственной собственности и землепользованию, по перспективному развитию и градостроительству, по государственному строительству и местному самоуправлению, по законодательству.

По результатам голосования постановление «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» было принято большинством голосов.