В Российской Федерации коррупция традиционно рассматривается как серьезная угроза поступательному социально-экономическому развитию страны, оказывающая в разной степени негативное влияние практически на все сферы общественной жизни.

Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности страны.

Рост коррупции в России — один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. В стране происходит фиксируемое экспертами снижение качества государственного управления, делового климата и степени экономической свободы. Перечень отрицательных последствий коррупции достаточно велик, что позволяет с очевидностью говорить о необходимости борьбы с ней, причем борьба должна заключаться в осуществлении коренных преобразований не только в государстве, но и в обществе в целом.

В настоящее время в ст. 1 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержится дефиниция термина «коррупция», которая исходит именно из узкого подхода. В данном определении содержится перечень коррупционных правонарушений, а именно: злоупотребление служебным положением; дача взятки; получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп; иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Использованное в Законе определение коррупции преимущественно отражает его уголовно-правовой аспект. При этом спектр коррупционных проявлений поражает более широкий круг общественных отношений.

Они могут касаться различных аспектов социальной жизни, различных сфер публичного управления. Однако с помощью одних лишь уголовно-правовых средств проблему коррупции в органах власти и управления решить достаточно сложно.

Для достижения целей борьбы с коррупцией в России была создана необходимая правовая база — это Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”»;

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, и др.

Как показывает анализ практики борьбы с коррупцией, деятельность органов исполнительной власти больше других органов власти подвержена коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Противодействие коррупции в надзорной деятельности имеет своего рода дуалистический характер, который заключается в том, что административный надзор, являясь одним из действенных средств борьбы с коррупцией, одновременно и сам попадает в группу риска коррупционных проявлений.

К началу третьего тысячелетия в общей структуре зарегистрированных в России преступлений удельный вес коррупционных деяний составлял около 3%. Вместе с тем, по оценкам специалистов, более 95% коррупционных деяний не регистрируются, не рассматриваются и не наказываются.

В настоящее время существуют серьезные проблемы в деятельности контрольнонадзорных органов, связанные с высочайшим уровнем коррупции.

Важным элементом контроля за деятельностью надзорных и контролирующих органов является внедрение автоматизированных систем учета и контроля. Так, например, в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной инспекции труда внедряется система АИС ПБ, предусматривающая определенные этапы надзора контрольной деятельности каждого лица, имеющего право проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При четко отлаженной работе автоматизированной системы контрольно-надзорной деятельности практически злоупотребления чиновников будут сведены к минимуму, а в идеале — к нулю, и коррупционные действия чиновников, обладающих надзорно-контрольными функциями, будут исключены.

Заместитель Симоновского межрайонного прокурора города Москвы С.М. Гамзатов_