6 октября первенец российского авто мобилестроения — завод имени Лихачева — отметил свое 95-летие.

Мэр Москвы, лидер столичных единорос сов Сергей Собянин посетил предприятие и поздравил трудовой коллектив со значимой датой. Он осмотрел сборочный конвейер, пообщался с рабочими и заверил, что, несмотря на трудности, которые сейчас переживает родоначальник отечественного автопрома, будущее у завода есть. Сергей Собянин отметил, что необходимо добиться безубыточного производства и нарастить его объемы. Завод нужен городу как инновационная площадка, где можно развивать высокотехнологичное производство автомобильных компонентов, наномодифицированных материалов и т. д. «Это серьезный проект, который сегодня разрабатывается городом», — подчеркнул мэр Москвы.

ОНИ ПРИБЛИЖАЛИ ПОБЕДУ Свой почти вековой юбилей легендарный ЗИЛ отметил широко и торжественно. На праздничном вечере в КЦ «Южный» чествовали ветеранов производства, среди которых немало участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Отметим, что за годы работы предприятия здесь прошли славный трудовой путь более 900 тысяч москвичей, в числе которых 18 Героев Советского Союза, три полных кавалера ордена Славы, 15 Героев Социалистического Труда. И в мирное, и в военное время ЗИЛ всегда был надежной опорой государства, яркое свидетельство тому — пять орденов на знамени завода.

Праздник начался с показа документального фильма об истории и становлении ЗИЛа.

Созданный в 1916 г., он стал первым отечественным заводом по производству автомобилей. За прошедшие годы с его конвейеров сошло около 8 млн. машин, среди которых легендарные ЗИС–5, ЗИЛ–130, ЗИЛ–131, а также представительские автомобили высшего класса. Многие из них можно было увидеть на праздничной выставке, где разместились раритетные экспонаты из частных коллекций и образцы из современного модельного ряда.

В годы Великой Отечественной войны грузовые автомобили ЗИС–5 и ЗИС–6 сыграли важную роль в автотранспортных перевозках и показали исключительную надежность в самых суровых условиях. Именно на ЗИС–6 в начале войны устанавливались системы залпового огня катюша.

С июля 1941 г. наряду с автомобилями завод стал производить детали для станков других военных заводов и узлы боевой техники, в цехах ремонтировали танки и мотоциклы.

Из остатков металла рабочие делали саперные лопаты, противотанковые ежи, щиты, бронешлемы, окопные печки и другую необходимую фронту продукцию.

Заводчане внесли неоценимый вклад и в оборону родной столицы. В напряженные дни Бит вы под Москвой на предприятии был организован массовый выпуск пистолетов-пулеметов конструкции Шпагина. Оружие изготовляли конвейерным способом: детали точили 16–20-летние юноши и девушки. Хрупкие девчушки, пристреливающие тяжелое оружие в тире, остаются для автозаводцев одним из самых ярких образов военного времени — эту работу называли вторым фронтом.

Но работники ЗИЛа прославили себя не только трудовыми подвигами: 16 тысяч заводчан ушли на фронт, почти половина из них пали на полях сражений, вписав героическую страницу в историю Великой Отечественной войны.

ПРЕДПРИЯТИЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ Несмотря на то что в настоящее время мощности завода сильно сокращены, он и сейчас предоставляет немало рабочих мест для жителей ЮАО. По состоянию на октябрь 2011 г. численность работников головного завода АМО «ЗИЛ» составляет 5800 человек, среднесписочная численность сотрудников филиалов завода (в том числе Рославльского автоагрегатного завода, Смоленского автоагрегатного завода автозапчастей, Рязанского завода автомобильных агрегатов, Каширского литейного завода) — 5700 человек. В декабре 2011 г. будет подписан коллективный трудовой договор, условиями которого предусматривается индексация заработной платы в сторону повышения на 10%.

Власти Москвы уделяют особое внимание спасению старейшего завода России, в настоящее время выпускающего ЗИЛ–334362 с бензиновым двигателем и ЗИЛ–432932 с дизельным.

Свободную от производства автомобилей территорию завода власти города намерены использовать не для строительства жилья и бизнес-центров, как планировалось ранее, а для развития высокотехнологичного производства. Правительство Москвы совместно с предприятием разработало программу модернизации производства с привлечением инвесторов, реализация которой позволит сохранить бренд ЗИЛ, обеспечить рабочие места и возобновить конструкторские разработки новых конкурентоспособных моделей.

Город готов направить 4,5 млрд. рублей на погашение долгов и запуск производства. В текущем году московское правительство выделило заводу 3 млрд. рублей. Впрочем, власти города намерены спонсировать ЗИЛ только на первых порах.

Как рассказал генеральный директор АМО «ЗИЛ» Игорь Захаров, до конца года на заводе планируется выпустить более 2 тыс. автомобилей, а в 2012 г. их будет уже около 7,5 тысяч. «Благодаря активной поддержке Правительства Москвы старейшее автомобильное предприятие страны возрождается, — отметил Игорь Захаров. — Сегодня мы стремимся к стабильной работе подразделений завода, разработана программа привлечения новых дилеров с целью увеличения объема продаж».

Н. Крушвиц, Т. Ломакина Фото пресс-службы мэрии города Москвы__