Нешуточные проблемы зачастую возникают у ребенка уже в нежном возрасте и обостряются в начальной школе. Но всегда ли мы осознаем их серьезность? Просветить мам и пап, оказать реальную помощь детям призвана служба, знать о существовании которой полезно всем родителям. В детский нейропсихологический Центр «Добрые руки» везут детей не только со всего Южного округа, но и из других столичных округов, и жалеют, что раньше о такой возможности не знали.

В Центре помогают детям с очевидными трудностями в учебе, поведении, общении, имеющим проблемы, которые мешают быть успешными. Для большинства родителей детская лень, невнимательность, непослушание, гиперактивность или медлительность — повод для укоров и внушений. Ну не сам ли ребенок, часто думаем мы, виноват в том, что списывает с доски с ошибками, читает медленно, пишет буквы и цифры «зеркально», отвлекается на уроке, не стремится к успеху?.. И не скупимся на праведное родительское негодование, по сути, оставляя ребенка один на один с его бедами, ведь нужна-то ему не «проработка», а серьезная помощь. «Легкое» неблагополучие большинство родителей списывают на трудности роста: «подрастет — поумнеет!», на нежелание отпрыска «хорошо себя вести» дома или в детском саду и «выполнять все требования учителя» в школе. Однако, свято веря, что «неслух и лентяй» сам виноват, и что со временем все образуется, взрослые, как правило, дважды ошибаются. «Сегодня участились патологии беременности и родов и, как следствие, — поражение центральной нервной системы плода», — рассказывает руководитель Центра клинический психолог В.С. Колганова.

Кроме того, по ее словам, отрицательно сказывается нередкое сегодня нарушение природной последовательности двигательного развития ребенка. На каждом этапе запускаются важнейшие механизмы, и даже малейший сбой чреват неблагополучием. Скажем, малыш не ползал, а сразу встал — жди проблем с чтением, письмом, речью...

В.С. Колганова назвала факторы, буквально кричащие о необходимости проконсультировать ребенка: кесарево сечение; в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР; ребенок мало ползал или не ползал совсем; пишет левой рукой; рассеян, невнимателен, не может сосредоточиться; пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал; быстро утомляется. Зная, как на первом году жизни проходило двигательное развитие малыша, нейропсихологи установят истинные причины неудач школьника младших классов.

А главное, пустят в ход чудодейственную коррекционную методику — комплекс упражнений, позволяющих заново выстроить его двигательное развитие.

В специальный комплекс входят всевозможные растяжки, снимающие напряжение в мышцах, дыхательная гимнастика, благодаря которой мозг обильно насыщается кислородом, глазодвигательная гимнастика, расширяющая поле зрения, а также ползание — на животе и спине, хождение на четвереньках… Дети становятся более коммуникабельными, успешными в учебе, способными к самоконтролю.

«Дети от занятий получают огромное удовольствие, тем более что упражнения чередуются с коммуникативными играми», — говорит В.С. Колганова. — А присутствие мам на занятиях имеет двойной эффект: во-первых, они осваивают упражнения, которые предстоит делать с ребенком дома, а во-вторых, теплее становятся их отношения с детьми». Среди задач, которые призван решать Центр, — просвещение и психологическая поддержка родителей.

Нередко мы создаем проблемы своими руками, а «виноваты» оказываются дети. В стремлении открыть нам глаза психологи не исключают «шоковой терапии». Легко представить, что чувствует мать не самого успешного, из лучших побуждений затюканного ею ребенка, когда он громко и торжественно адресует ей следующий текст: «Я пришел в этот мир, чтобы быть здоровым! Я пришел в этот мир, чтобы быть счастливым! Я пришел в этот мир, чтобы быть любимым!». Многие родители благодарят психологов за пережитый шок. И, может быть, впервые задумываются над тем, как же надо любить собственного ребенка...

Телефон детского нейропсихологического Центра «Добрые руки»: 782-70-15. Е. Агашина