Дети не обязательно должны быть жертвами или свидетелями травмирующего события, чтобы получить травму, им достаточно иметь отношение к тому (друг, родственник, ровесник), кто пережил травму.

Насилие — это не единственный тип события, которое может травмировать детей. Их могут травмировать дорожные аварии, пожары, серьезные хирургические процедуры, смертельная болезнь близкого человека, трагедия на воде, обнаружение тела, развод родителей, разлука с ними, авиакатастрофы, наводнения, ураганы и т. д. Чем дольше дети, пережившие травму, не получают специальную помощь, тем с большей вероятностью посттравматический синдром может приобрести хронический и чрезвычайно болезненный характер. Травматическую реакцию нельзя предотвратить, но можно свести к минимуму ее негативные последствия для ребенка, его поведения, личностного и эмоционального развития, если как можно скорее обратиться за помощью.

Возникающие у ребенка новые физические реакции, такие как головная боль, слабость и т. п., являются ответом на переполняющие его страхи, попыткой избежать их. Дети, пережившие травму, должны находиться под наблюдением в течение нескольких лет, поскольку травматические реакции могут возвращаться и спустя многие годы. Вмешательство специалиста по травме может помочь ребенку испытать облегчение, освобождение от того ужаса, который он переживает, а также сохранить чувство контроля над «монстрами», которых пробуждает пережитое. Ребенок, переживший травму, остро нуждается в терпении, защите, безопасности и базовом доверии семьи и окружающих.

Как родители могут помочь ребенку, пережившему травму

У ребенка могут быть различные поведенческие или личностные изменения. Уделяйте ребенку больше внимания, проводите с ним больше времени. Разрешите ребенку говорить о травме, когда ему этого хочется, помогите поделиться своими страхами и беспокойством.

Поощряйте его к тому, чтобы он дал вам знать, когда он думает об этом, когда у него возникают новые реакции. Нормализуйте (разъясняйте) реакции, которые у него возникают или могут возникнуть в будущем. Обозначайте словом, особенно с маленькими детьми, чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т. п.

Поговорите с учителями, чтобы они правильно поняли изменения в поведении ребенка.

Будьте терпеливы, если у ребенка появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий, сложности в других областях.

Снизьте уровень требований к ребенку.

Будьте терпеливы, если наблюдается регрессия в поведении ребенка (он грызет ногти, сосет палец и т. п.)

Разделяйте его стремление к безопасности, но будьте реалистами. Напоминайте ему, если это необходимо, что «это (несчастный случай) случилось в прошлом, а мы живем сейчас, и ситуация изменилась». Корректно и ненавязчиво поделитесь с ним воспоминанием о травме или испуге, которые пережили сами: вы выжили, и он тоже сможет выжить.

Помогите детям понять, что сейчас они сердятся, ведут себя агрессивно, не слушаются, уходят из дома или подвергают риску свою жизнь потому, что пытаются убежать от боли, ужаса, страха, но бегство приводит только к тому, что боль становится сильнее. Если они испытывают чувство стыда или вины, подчеркните, что никто не учил их, как вести себя в такой ситуации, это случилось независимо от их выбора, и они за это не отвечают.

Если возникают физические ситуации, вызывающие чувство стыда (дети плачут, писаются, их тошнит и т. д.), успокойте ребенка и объясните ему, что в отличие от телегероев, люди, испытавшие ужас, часто теряют контроль над собственным телом.

Если они говорят о мести, расспросите их о планах и обсудите реалистические реакции.

Затем обсудите с ребенком, как можно не допустить того, чтобы месть руководила их жизнью, и как можно другими способами облегчить боль.

Если дети заявляют, что они больше ничего не боятся («ничто меня не пугает!»), оберегайте их, поскольку они могут быть неосторожны в потенциально опасной ситуации.

Когда следует обратиться за помощью:

• у ребенка появляются выраженные страхи;

• ребенок горько плачет в течение долгого времени;

• у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева;

• происходят резкие изменения в поведении ребенка;

• заметно снижаются школьные успехи и оценки;

• ребенок надолго замыкается в себе;

• ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил;

• ребенку снятся кошмары, нарушается сон;

• ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания;

• ребенок резко худеет;

• ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни;

 

• ребенок видит будущее в мрачном свете или вообще не проявляет интереса к этой теме.

Если поступки ребенка или изменения в его поведении настораживают и беспокоят вас, проконсультируйтесь с психологом.

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО города Москвы находится по адресу: Каширское ш., 8, корп. 2; телефон: 8-499-613-06-05.